Переславский Свято-Никольский женский монастырь.

 Наверно, на всей земле нет ни одного человека, который бы не слышал о Святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских, чудотворце. Родившийся в далекой Византии в середине III века, этот святой снискал к себе любовь всего мира. Ревность по Боге, аскетическая самоотверженность и милосердие, вот те бесценные добродетели, которыми привлек к себе особую любовь Божию этот подвижник, ставший великим ходатаем за весь род человеческий.

«Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю; радуйся, желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих; радуйся, страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучино, Богом излиянная». (Из акафиста Святителю Николаю, икос 4).

Святая Русь всегда отличалась особым почитанием этого Угодника Божия. Нет числа чудесам Святителя Николая, совершенным и совершаемым на нашей родной земле.

«Приди в Русь и виждь: что нет града и села, в которых не было бы чудес святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать», – повествует рукописное житие Святителя XVI века. Одним из ярких свидетельств удивительного заступничества святого Николая Чудотворца является история Переславского Свято-Никольского монастыря от времени его основания до наших дней.

   Начало обители

 Основал Никольский монастырь один из прославленных русских святых  преподобный Димитрий Прилуцкий около 1350 года, то есть более 650 лет назад.  Это было трудное для Руси время татаро-монгольского ига, а, кроме того, по свидетельству Летописцев «вся Россия испытала тогда гнев Небесный: явилась жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти. Нельзя, говорят Летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства многочисленные. Каждый священник поутру находил в своей церкви до тридцати усопших и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил. <…> Некоторые спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое богатство; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни».Именно в это время народного бедствия Господь явил на Руси Своих многочисленных угодников, которые удалялись в пустынные места, чтобы возносить сугубые молитвы к Богу, и рождались по всей нашей земле новые монастыри.

Из жития основателя Никольского монастыря святого Димитрия известно, что он родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским, в благочестивой купеческой семье Подкопаевых. В Переславском Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг, а потом и священный сан. «Тотчас после этого задумал преподобный основать в Переславле новый общежительный монастырь на месте, называемом "на Болоте" у <Переславского> озера, и поставил церковь во имя святого Николая чудотворца, не только освящая отечество свое устроением сей обители, но и сам являя собой образ Христов, с любовию поучая всех добродетельному житию».

В 1354 году произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Встретились они в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме.

Основанный святым Димитрием Никольский монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1368 году по совету преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий, избегая людской славы и ища уединения, ушел из Переславля в Вологодские земли, где основал еще одну обитель Спасо-Прилуцкий монастырь.

Во второй половине XIV века ученики и сотаинники Игумена земли русской преподобного Сергия Радонежского основали на Руси около семидесяти монастырей. Историк В.О. Ключевский, отмечая, что братство преподобного Сергия производило глубокое назидательное впечатление на всех приходящих, пишет: «Нравственное влияние действует не механически, а органически. На это указал Сам Христос, сказав: ”Царство Божие подобно закваске”. Украдкой западая в массы, это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века».

Восставшая из пепла.

Несколько раз за свою историю Никольская обитель подвергалась полному разорению, но всегда воскресала и вновь сияла миру красотой монашеских добродетелей.

В 1381 году власть в Орде, побежденной на Куликовом поле князем Димитрием Донским, захватил хан Тохтамыш. Он не хотел мириться с независимостью Руси и в 1382 году предпринял поход на Москву. Разорив столицу, ханское войско двинулось дальше на север. В числе других городов был разрушен и Переславль. Н.М. Карамзин так описывает гибель города: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжен неприятелем». В пепелище обратился и Никольский монастырь. Монахи, спасшиеся от гибели, вернулись на это святое место и вновь отстроили родную обитель.

В 1408 году на Русь двинулись отряды эмира Эдигея. Взять Москву врагу не удалось. «Но следы сего ужасного нашествия остались надолго неизгладимыми. "Вся Россия, – пишут современники, – <…> была потрясена сею грозою. Целые волости опустели. Кто избавился от смерти и неволи, тот оплакивал ближних или утрату имения. Везде туга и скорбь. <…> Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь"»[5]. Отрядами Эдигея был разорен Переславль, а с ним – сожжен и Никольский монастырь.

Восстановление обители относится ко второй половине XV столетия, ко времени княжения Василия III, когда завершалось собирание российских земель вокруг Москвы в единое государство. Но тогда же, как отмечает историк, «истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по Греческим хронологам: суеверие с концом ее ждало и конца миру. <…> Уверяли, что Ростовское озеро целые две недели страшно выло всякую ночь и не давало спать окрестным жителям. Были и важные, действительные бедствия: от чрезвычайного холода и морозов пропадал хлеб в полях; два года сряду выпадал глубокий снег в мае месяце. <…> Набожность, питаемая мыслию о скором преставлении света, способствовала размножению храмов»[6]. Возможно, именно в это время возрождается и Переславский Никольский монастырь.

По сохранившимся документам начала XVI века можно заключить, что в то время Никольский «на болоте» монастырь, был процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от усердных богомольцев, а значит, и усердно молился за них. Больше о том периоде истории монастыря ничего не известно.

Смутное время самозванца Лжедмитрия до основания поколебало российскую жизнь, подрывая саму основу этой жизни – Святое Православие. Как и всякая смута, время Лжедмитрия проявило в обществе две грани – предательство и мученичество. О жизни Никольского монастыря в тот период свидетельств не сохранилось. Можно только догадываться, что братия обители защищали свою веру «даже до смерти», потому что в 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских завоевателей.

Но пустовала Никольская обитель недолго. В 1613 году на это место пришел старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он сподобился в сонном видении явления Святителя Николая чудотворца, повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на это святое место, усердной молитвой и трудом подвижник начал возрождать монастырь.

 Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную колокольню с хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного храма Святителя Николая.

Устройство этого храма совершалось при игумене Питириме, который управлял монастырем с 1704 по 1719 год. Игумен Питирим до того, как пришел в Никольский монастырь, был раскольником. Благодаря духовному влиянию обители он обратился в Православие и принес большую пользу как борец против раскола. При преемнике игумена Питирима в 1721 году было закончено строительство Никольского собора на средства московских благотворителей Герасима Обухова и его супруги Ирины.

В конце XVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский Крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля раскольники. Происхождение корсунских крестов относят к X веку. По преданию еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название – «Корсунские». Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а так же напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, до последнего времени хранился в историческом музее Переславля-Залесского.

 Корсунский Крест и чудотворный образ Святителя Николая, по предположениям очень древний, относящийся ко времени основания обители, были главными ее святынями.

После игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Некоторые из них успевали внести свою лепту в благоустройство обители. При игумене Иакове (Певницком) в 1748 году была возведена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1761 году архимандрит Филарет построил каменную ограду.

С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на устройство обители – богослужебная и хозяйственная ее жизнь постепенно пришла в упадок.

Женский монастырь

К 1896 году братия монастыря насчитывала пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации.

Жители Переславля проявили попечение о древней святыне своего города. Для обновления Никольской обители они решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о переименовании Никольского мужского монастыря в женский. Предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.

Из Свято-Успенского монастыря города Александрова прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Сестры с горячим усердием начали возрождать обитель. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. Для сестер и мирян она была примером молитвенного горения духа к Богу, всегда посещала все церковные службы, любила красивое пение и строго следила за исполнением богослужебного устава. За усердные труды по благоустройству Никольской обители Святейший Синод наградил настоятельницу игумению Антонию золотым наперсным крестом. 

В 1899 году была отремонтирована покосившаяся, угрожавшая падением колокольня. Камни, на которых она стояла, из-за влажности почвы разошлись в стороны, по всей высоте проходили большие трещины. После реставрации колокольня предстала в былой красоте: все повреждения были устранены, под колокольню подвели прочный каменный фундамент, скрепленный портландским цементом по передовым технологиям того времени.

В том же 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек.

В 1900 году в Благовещенском храме была возобновлена придельная церковь Сретения Господня. Причиной возобновления придела послужила теснота теплой церкви для собирающихся богомольцев. Из этого можно сделать вывод, что жители Переславля во множестве стали посещать Никольский женский монастырь, несмотря на его местоположение «на болоте», невзирая на размытые дороги осенью и снежные заносы зимой.

В 1900 году на средства благотворителей с южной стороны теплого Благовещенского храма была сооружена каменная двухэтажная ризница. Вся церковная утварь отреставрирована и заново вызолочена, приобретены двенадцать парчовых облачений для священнослужителей. Причем золотым шитьем по ним занималась сама матушка игумения Антония по особому расположению к этому рукоделию.

В 1902 году была освящена новая придельная церковь Благовещенского храма во имя Всех Святых, а также выстроен еще один двухэтажный каменный келейный корпус.

В 1903 году один из благотворителей привез в Никольский монастырь икону преподобного Серафима Саровского, освященную на мощах святого старца в день его прославления 19 июля (1 августа) 1903 года.

В это время Никольский монастырь был полностью благоустроен, сиял благолепием и красотой. Заметно возросло число насельниц, к 1903 году их было уже около ста человек.

По молитвам своего небесного покровителя Святителя Николая чудотворца обитель расцвела духовно, снова став «светом миру» и «солью земли».

«Монашество наложило печать святости на русскую душу, – говорил один из выдающихся проповедников того времени протоиерей Иоанн Восторгов, – и сделало ее сродною подвигу». Именно к подвигу готовила в начале XX века укрепляющая сила Божия всех верующих – монахов и мирян, давая им обильные дары благодати. К таким дарам милости Божией можно отнести восстановление и расцвет Переславского Свято-Никольского монастыря в преддверии грозных событий.

Подвиг веры

В октябре 1917 года новое бедствие обрушилось на Россию. Сокрушительная буря революции подорвала самые основы народной жизни. Государственной религией был объявлен атеизм, началась война против Бога и Церкви. В это время обитель не миновала духовного упадка – духа обновленчества, принесенного священником Алексеем Чижовым. Грустно вписывать в историю монастыря эти строки, но не справедливо и замалчивать их, как не существующие. Игумению Антонию заменила сподвижница священника-обновленца игумения Аглаида. Евангельский дух мира, любви и послушания был подорван метущимися страстями мира. И очень скоро пришлось на личном опыте испытать сказанные в Евангелии слова – «до ревности любит Бог», и «не мир принес Я в мир, но меч», и еще «всякую ветвь, не приносящую плода, бросают в огонь». Смута и разлад коснулись и церковной среды, где «дух мира сего» посеял плевелы, которые потом было необходимо омыть кровью. Физическому разрушению предшествовало духовное разорение. Многое сказано об этих тяжелых для нашей Отчизны временах. Но произошедшее в те годы преподает нам урок и сейчас: мы продолжаем познавать историю на собственном опыте, на жизни предыдущих поколений и их потомков, возрастающих уже на наших глазах столетие спустя. Кровью новомученников Российских, по словам Святейшего Патриарха Алексия II, возрождается сегодняшняя Россия, но и плевелы не перестали пускать своих корней. Борьба, в которой еще не определен победитель, продолжается, и каждый, кто осознает это, является её участником и воином.  Святые новомученники Российские, молите Бога о нас!

После революции Никольская обитель претерпевает значительные разрушения – были взорваны соборный храм Святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. В некоторых хозяйственных и жилых постройках новые городские власти поместили животноводческую базу. В келейном сестринском корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Оставшиеся помещения, в том числе и святые алтари храмов, заняли жильцы.

О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось. Времена гонений на Церковь дали обители двух священномученников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского) и протоиерея Евгения Елховского. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.

Священномученик Никита

(в миру Феодор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году окончил Владимирскую Духовную семинарию, 3 августа 1898 года был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля. В 1907 году отец Феодор потерял семью, а 22 августа 1909 года по собственному прошению был уволен за штат.  В 1915 году он закончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов. В декабре 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского), ныне тоже причисленного к лику святых, приезжает в Пермь, где назначается настоятелем Петропавловского кафедрального собора, а также становится преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском Епархиальном Женском Училище.  Как отмечают исторические источники, «служение священномученика Андроника было временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, проводились занятия миссионерского и певческого кружков, во всех храмах служились акафисты, проводились беседы. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками, в подготовке которых епископ Андроник много потрудился». Возможно, что среди проповедников, подготовленных святителем Андроником, был и отец Феодор Делекторский. Под влиянием владыки Андроника, истинного подвижника и молитвенника, протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг.

9 мая 1924 года в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел его в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. Сразу по прибытии в Бугульму последовал первый арест. Но ложное обвинение тогда доказать не смогли, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ Никита был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали владыку, обвиняя его в приверженности Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев.  И на этот раз после полутора месяцев пребывания в тюрьме епископ был освобожден.

В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он по собственному прошению был уволен за штат. Жить, однако, остался в Орехово-Зуеве. Нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. В 1930 году был арестован, приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса. В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево, где продолжал нести подвиг старчества, жил в крайней бедности. Летом 1937 года был арестован вновь и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан епископа и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности. 17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Через два дня на полигоне Бутово под Москвой приговор был приведен в исполнение. Память священномученика Никиты празднуется 6/19 ноября.

 

Священномученик Евгений Андреевич Елховский родился 26 февраля 1869 года в селе Пустоша Владимирской губернии в семье псаломщика. Учился во Владимирской духовной семинарии, по окончании которой в течение четырех лет работал учителем. 21 ноября (4 декабря) 1895 года был рукоположен во иерея. Начал свое служение во Введенской церкви Переславля-Залесского (ныне не существует) и в приписанном к ней храме Сорока мучеников Севастийских, который сохранился до наших дней. С 1896 года, одновременно со служением, был законоучителем в церковно-приходской школе и состоял членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета. 17 (30) октября 1907 года протоиерей Евгений Елховский был переведен в Никольский монастырь, где служил священником вплоть до его закрытия 20 февраля 1923 года. Предположительно до 1929 года продолжал служить в Благовещенском храме разоренной обители, обращенном в приходскую церковь, и одновременно в городском кафедральном соборе Преображения Господня. Потом перешел в церковь митрополита Петра. Первый арест последовал в 1930 году, а второй – 18 октября 1937 года. По «свидетельским показаниям» отцу Евгению вменялось в вину, что «в канун Рождества 1935 года он уговаривал группу школьников около десяти человек приходить в церковь», а также вступал в общение с другими священниками, которое было расценено как «антисоветские сборища». Обвинительное заключение гласило, что отец Евгений проводит антисоветскую обработку пионеров, защищает врагов народа, допускает высказывания повстанческого и террористического настроения в отношении коммунистов. Вины своей отец Евгений не признал: «Нет, все это я отрицаю». И 27 октября 1937 года в возрасте 68 лет был приговорен к расстрелу. Через два дня приговор привели в исполнение. 22 мая 1989 года митрофорный протоиерей Евгений Андреевич Елховский был реабилитирован, а в 2000 году – причислен к лику святых. День празднования памяти священномученика Евгения определен Архиерейским Собором в день его мученической кончины 29 октября.[8] Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомученников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель – Свято-Никольский Переславский монастырь.Сила Божия в немощи совершаетсяБолее семидесяти лет на месте монастыря царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе. «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель… – писал святитель Иоанн Златоуст еще в 404 году. – Если он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было».27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.16 февраля 1994 года в обитель прибыли первые насельницы из Толгского монастыря города Ярославля. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом.В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры приступили к подготовке разоренного храма к богослужению. Жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали им посильную помощь. Горячая молитва и самоотверженный труд сделали невозможное. Менее чем через два месяца после приезда насельниц, 7 апреля 1994 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем Никитского монастыря иеромонахом Анатолием (Аксеновым) была совершена в Никольской обители первая Божественная литургия. С этого дня начал совершаться суточный круг богослужений (при отсутствии священнослужителя богослужение заменялось вычиткой).Через две недели, 20 апреля, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, произошло еще одно знаменательное событие. Из исторического музея в Никольский монастырь были перенесены мощи этого чтимого Переславского святого.

Преподобный ДАНИИЛ, игумен Переславский, чудотворец, родился в Переславле-Залесском около 1460 года. С детства готовил себя к монашескому подвигу. В 18 лет принял иноческий постриг в Пафнутьевом Боровском монастыре. Возвратившись в Переславль опытным в духовной жизни иноком, поселился вначале в Никитском, а позже в Горицком монастыре, где принял сан иеромонаха. Здесь он нес подвиг погребения безвестных странников: по ночам собирал тела умерших и переносил их в городскую «скудельницу» («Божедомье»), где отпевал, а потом поминал при служении Литургии. При содействии князя Василия Иоанновича III в 1508 году преподобный построил на «Божедомье» церковь Всех Святых, а в 1530 – 1532 годах – каменный храм во имя Живоначальной Троицы, вокруг которых постепенно сложился монастырь. В этот новый Свято-Троицкий монастырь после 30-летнего служения в Горицкой обители преподобный Даниил был переведен настоятелем. Духовный отец Великого князя Василия III, в 1530 году он становится крестным отцом сына его Иоанна. Преподобный отличался необыкновенным нищелюбием и милосердием к больным и страждущим, до последних дней сам выполнял самые грязные и тяжелые монастырские работы. При жизни сподобился даров прозорливости, чудотворений, имел власть изгонять бесов. Преставился ко Господу 7/20 апреля 1540 года в возрасте более 80 лет и был похоронен в Даниловском приделе Троицкого собора своей обители. В 1653 году последовало обретение мощей преподобного и его канонизация. После закрытия монастыря в 1923 году святые мощи преподобного Даниила находились в историческом музее Переславля. 20 апреля 1994 года мощи были перенесены в Благовещенскую церковь Свято-Никольского женского монастыря.Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь.По молитвам преподобного Даниила и всех Переславских святых, предстательством своего святого покровителя Святителя и чудотворца Николая Никольская обитель быстро возрождалась.

К началу 1995 года она насчитывала уже десять насельниц. Успенским постом, с 14 августа 1995 года было введено чтение неусыпаемой Псалтыри. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена временная звонница.

При размывке стен и сводов в Благовещенском храме под слоем извести и грязи были обнаружены прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов.

На средства благотворителя Обители Виктора Ивановича Тырышкина – о встрече с этим замечательным человеком и её значении наша летопись повествует ниже в Благовещенском храме устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре под руководством игумена Луки (Головкова) и других педагогов. Все иконы соответствуют каноническим иконописным традициям. В это же время  были восстановлены пять куполов Благовещенского храма, подняты золоченые кресты.

За усердные труды на благо Церкви настоятельница монастыря монахиня Евстолия удостоена сана игумении, в который была возведена 1 августа 1997 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского.

Игумения Евстолия (в миру Афонина Ольга Сергеевна) родилась 29 июля 1955 года в Санкт-Петербурге в семье офицера. Получила высшее художественное образование. В 1988 году по благословению духовного отца пришла в Свято-Введенский Толгский монастырь послушницей, через два года была пострижена в рясофор. Проходила послушания регента, экскурсовода, звонаря, а также занималась иконописью. Непосредственно проектировала и реставрировала иконостас монастырской церкви Святителя и чудотворца Николая. В феврале 1994 года по благословению епископа  Ярославского и Ростовского Михея прибыла в Никольский монастырь в числе первых насельниц как старшая инокиня. Великим постом 1994 года приняла монашеский постриг с именем святой преподобной Евстолии (память 9/22 ноября). В июле 1994 года указом Священного Синода утверждена настоятельницей Свято-Никольского монастыря. 1 августа 1997 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятельница монастыря монахиня Евстолия была возведена в сан игумении. 12 сентября 2003 года награждена крестом с украшениями.

Большим событием в жизни Свято-Никольского монастыря стало посещение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Со времен Петра Великого предстоятели Русской Православной Церкви не посещали Переславль и его святыни.

23 августа 1997 года Святейший Патриарх прибыл в обитель.  Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (+ 22.10.2005), священство города Переславля, представители городской администрации во главе с мэром и сотни горожан встречали Его Святейшество на пустыре, где раньше располагались святые врата Никольского монастыря.

На время пребывания в обители предстоятеля Русской Православной Церкви из исторического музея в иконостас Благовещенского храма на несколько часов был возвращен Корсунский Крест.

На молитвенную память о своем посещении и для укрепления насельниц монастыря  Святейший Патриарх преподнес в дар обители икону Святителя Николая в золоченом окладе.

Не только к сестрам, паломникам и гостям Никольской обители, но к каждому верующему и любящему свое Отечество сердцу обращены слова Святейшего Патриарха: «Несмотря на трудности, мы должны верить, что с Божьей помощью, молитвами и предстательством Святителя Николая, молитвами преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, будут восстановлены обители земли нашей, и народ наш найдет дорогу к православным храмам, и пойдет по этой дороге в обители и храмы земли нашей».

В январе 1997 года обитель получила надел пахотной земли в селе Годеново Ростовского района. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. Приехав сюда, сестры почувствовали особую благодатную помощь от находящейся в храме святыни – небоявленного Животворящего Креста Господня.

Удивительна его история. 29 мая/11 июня 1423 года в семи километрах от села Годеново на Сахотском болоте, пастухи увидели яркое сияние, а в нем – спустившийся с неба Крест, и услышали голос Святителя Николая, призывающий построить на этом месте церковь. Но никто не решился начать строительство на болоте. Голос Святителя повторился, после чего поднялась страшная буря. Когда буря стихла, жители увидели на месте болота холм. Впоследствии здесь построили деревянную церковь, а затем и каменную. После революции 1917 года этот храм, как и многие святыни нашего Отечества, был осквернен, пытались уничтожить и Крест Господень, но усердием благочестивых селян он был спасен и перенесен в храм святителя Иоанна Златоуста, находящийся в селе Годеново. Спустя 60 лет храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольской обители. Разве не удивительно, что таким образом опять вернулся Святитель и чудотворец Николай оберегать святыню явленного Креста Христова?

На подворье ежедневно совершается Божественная Литургия. Множество паломников, приезжающих поклониться Честному Кресту, получают помощь Божию и исцеления от многоразличных недугов. Монастырем издана книга, посвященная истории и чудесам от Животворящего Креста. Поток паломников с каждым днем увеличивается, Святыня приобретает значение всероссийской.

По молитвам святителя Николая чудотворца осенним днем 1997 года в жизни обители состоялась судьбоносная  встреча – с будущим ктитором Виктором Ивановичем Тырышкиным. Встреча эта изменила нестабильное течение восстановительных работ, придала иной статус жизни возрождающейся из руин обители. Виктор Иванович был особо избран святителем Николаем, о чем красноречиво свидетельствует случай, произошедший с ним ещё в молодые годы. На обратном пути из родительского дома в Санкт-Петербург, где он тогда учился в военной Академии,  Виктор Иванович ехал в машине к поезду с материнским благословением – иконой святителя Николая на руках. До отхода поезда оставалось мало времени,  водитель спешил и, не справившись с управлением, врезался в автобусную остановку. Машина превратилась в груду металла, водитель трагически погиб, а Виктор Иванович с иконой Святителя Николая на руках оказался совершенно невредим. Такое чудо не забывается! В знак благодарности Виктор Иванович старался посещать все встречающиеся на его жизненном пути Никольские храмы и монастыри. Одним из них оказался Переславский Никольский монастырь. Познакомившись с настоятельницей, и узнав, что само здание Никольского храма было варварски взорвано, Виктор Иванович восcкорбел вместе с сестрами. Глобальные перемены в восстановительных монастырских работах с участием Виктора Ивановича начались со строительства монастырской ограды, на месте полностью разрушенной. Отсутствие ограды монастыря можно сравнить с отсутствием для монаха монашеского облачения. Ведь монах, приходя в монастырь, образом своей жизни избирает уединение. А какое же уединение может быть в жительстве, в прямом смысле слова, при дороге? Вся монастырская жизнь является твердо стоящей крепостью иного, чем в миру, образа мыслей и поступков. Поэтому она естественно нуждается в ограждении, показывающем внешнему миру свое предназначение. Духовная ограда, созидаемая молитвами первых насельниц, с помощью Виктора Ивановича получила материальное воплощение. Но это было только начало. Без строительства Никольского собора ни сестры монастыря, ни его ктитор не представляли  дальнейшей жизни обители. И их чаяниям суждено было исполниться.

Поистине творческого подхода и большого подвижнического труда требовал предстоящий замысел. При отсутствии самых насущных бытовых условий жизни (не были проведены коммуникации, только начинала строиться отопительная система), мечтать о возведении грандиозного по масштабам Переславля сооружения – соборного храма,  было, по меньшей мере, «смело». Так, мягко говоря, на новое строительство и смотрели официальные органы. Но живы и сегодня слова Апостола сказавшего: «Безумное Божие – мудрее человеков» (1-ое Послание к Римлянам св. ап. Павла, гл. 1. ст. 25). Этим-то «безумным» дерзновением и были зажжены сердца строителя и сестер.Здесь же, в городе Переславле, по молитвам святителя Николая был найден и помощник для воплощения задуманного – талантливый архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков. С первого же эскиза образ будущего храма приобрел незабываемый художественный облик.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, увидев этот проект и благословив его осуществление, отметил, что храм представляется весьма величественным. Этот храм, решенный в формах московского зодчества XV-XVI веков, представленный теперь не только на бумаге, а в реальности, поражает посетителей Переславля своей преемственной связью и с лучшими образцами отечественного зодчества, и органическим сочетанием с имеющимися уже монастырскими  постройками.

 В незабываемый день 24 мая 1999 года, по совершении молебна на всякое доброе дело, были начаты строительные работы по возведению Никольского соборного храма. А 25 августа, уже на фундаментной плите, состоялась торжественная закладка собора. Возглавил торжество правящий архиерей, архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (+22.10.2005), при стечении множества верующего переславского народа.Это стало новой вехой в истории Никольской обители. Неизъяснимым чувством пасхальной радости были переполнены сердца собравшихся. Как будто сам Святитель присутствовал и благословлял это торжественное  событие.

  За год под бдительным руководством Виктора Ивановича стены выросли почти на всю высоту собора. Утраченное искусство храмоздания возрождалось руками мастеров из Малороссии. Крепкие, привыкшие к труду в любую погоду, строители всей бригадой начинали свой день с молитвы. Подвиг труда и подвиг молитвы сделали процесс строительства быстрым и слаженным. Погода по молитвам Святителя стояла на редкость благоприятная.Впервые за много лет, в год начала строительства собора лето было знойным и засушливым, что как нельзя лучше способствовало течению работ на болотных  монастырских  грунтах.

Четыре быстротекущих года потребовались для проведения основных строительных работ. Последние доделки завершали, как это обычно бывает, в ночь перед первым богослужением: были положены последние мраморные плитки пола и развешены ослепительной красоты золоченые паникадила. Четырех ярусный золоченый иконостас сиял свежим золотым блеском под прилипающей ещё олифой. Над порталом входа в храм входящего встречал ростовой мозаичный образ святителя Николая Чудотворца, изображенного на фоне возникшей из небытия Никольской обители.

Первая Божественная литургия состоялась на праздник покровителя города – святого благоверного князя Александра Невского 12 сентября 2003 года. Торжественную службу возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл в сослужении сонма духовенства Ярославской епархии.

Вновь построенный храм представляет тип крестово-купольного собора с тремя престолами, как это и было исторически. Главный престол посвящен святителю и чудотворцу Николаю, два боковых – правый – основателю монастыря преподобному Димитрию Прилуцкому и левый – небесному покровителю строителя собора мученику Виктору, именно так, как это было и в храме XVIII века. (Исторически он был освящен в честь преподобного Герасима иже на Иордане – небесного покровителя Герасима Обухова – строителя прежнего собора, взорванного в 1937 году).

Заботясь о здоровье и условиях жизни насельниц, Виктор Иванович одновременно со строительством соборного храма осуществлял и строительные работы по возведению трехэтажного келейного корпуса для сестер с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского, на месте сгоревшего в 1994 году ветхого здания.

За труды на благо Русской Православной Церкви в Ярославской епархии Виктор Иванович Тырышкин был награжден высокими патриаршими наградами: орденом преподобного Сергия Радонежского III степени при закладке соборного храма; в 2002 году орденом святого благоверного князя Владимира III степени; и за первой Божественной литургией в Никольском соборе высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским, ктитор обители был награжден орденом святого благоверного князя Владимира II степени.

 

Глядя на величественный Никольский собор, трудно поверить, что совсем  недавно на этом святом месте стояла «мерзость запустения». Совершилось явное чудо – вновь над обителью Святителя Николая  сияют золоченые кресты, здесь возносятся молитвы, звучит колокольный звон, подтверждая и проповедуя слова Господа нашего Иисуса Христа:

 

Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 18).

 В 2000 году в жизни монастыря произошли два знаменательных духовных события.

 По благословению Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия были обретены мощи одного из прославленных  в древности Переславских святых – святого благоверного князя Андрея Смоленского.

Благоверный князь АНДРЕЙ Смоленский, чудотворец Переславский. День памяти 27 октября/ 9 ноября. Точное время рождения и смерти этого святого не установлено. Известно, что он был современником преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Главным подвигом князя Андрея были смирение, миролюбие и терпение. Отказавшись от борьбы за княжескую власть, тайно, бедным странником пришел он в Переславль около 1360 года и поселился при церкви Святителя Николая у городских (Никольских) ворот. 30 лет безропотно исполнял обязанности пономаря, скрывая ото всех свое знатное происхождение. После смерти при нем обнаружили его собственноручное жизнеописание, перстень с печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви. Его нетленные мощи впервые были обретены 27 октября 1539 года стараниями преподобного Даниила, игумена Переславского. Но, как сказано в историческом описании, прославлению благоверного князя Андрея препятствовал митрополит московский Иоасаф, потому пресвитеры, направленные им на место обретения, отказались засвидетельствовать святость подвижника, и его мощи вновь были погребены под спудом. Перстень и печать князя забрал в Москву царь Иоанн Грозный. Вериги хранились там же, где мощи, – при Никольском храме, преобразованном вскоре в Князь-Андреевский женский монастырь, который в 1764 году был обращен в приходскую церковь. Князь-Андреевская церковь стояла неподалеку от Никольской обители. Церковь взорвали в начале тридцатых годов. Святые мощи остались под спудом.

 Но не оставил святитель и чудотворец Николай своего усердного молитвенника. Сестры Никольской обители, продолжая дело, начатое еще  преподобным Даниилом Переславским, выразили горячее желание воздать должную честь благоверному князю–страннику, стали молиться об этом, и обратились за благословением к Святейшему Патриарху Алексию. В 1998 году были начаты работы по обретению мощей великого угодника Божия князя Андрея. 21 июля 2000 года на праздник Казанской иконы Божией Матери молитвенное горение сестер принесло благой плод: группой специалистов под руководством федерального архитектора Сергея Васильевича Демидова были обретены мощи, которые соответствуют древним описаниям. Молитвами преподобных Даниила и Андрея Переславских чудотворцев они были сохранены от поругания для будущих поколений Россиян. Память святого отныне торжественно празднуется перед ракой с мощами святого, постоянно пребывающими в Никольском женском монастыре.

Второе знаменательное событие 2000 года – это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца.

Преподобный КОРНИЛИЙ Молчальник, схимонах.

День памяти 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, духовно окрепший, приняв на себя обет молчания, святой Конон пришел в Борисоглебский Песоцкий монастырь, который граничил с Никольской обителью. Здесь он нес самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской обители игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монашество с именем Корнилий. Он продолжал вести крайне суровый образ жизни, умерщвляя свою плоть. 30 лет нес преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошел ко Господу 22 июля 1693 года. В 1701 году во время пристройки каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповрежденным. В 1705 году, то есть всего через 12 лет после кончины преподобного, при освящении Смоленской церкви святителем Дмитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом под спудом. Над гробом находилась вызолоченная рака. В тридцатые годы нашего столетия церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды.

С 1994 года мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 году, 4 августа – в день памяти преподобного Корнилия, было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель.

На весенний праздник святителя Николая в 2004 году состоялась закладка звонницы. Проект звонницы также былсоздан архитектором Вячеславом Ижиковым. Формы звонницы и на этот раз архитектурно не копировали постройку XVII века, но были также ориентированы на более ранний исторический период, в гармоничном сочетании с новопостроенным собором. Набор колоколов, наибольший из которых весит около 8 тонн, был отлит на колокололитейном заводе в городе Тутаеве (Романово-Борисоглебске) под руководством Николая Александровича Шувалова. Освящение колоколов  состоялось на праздник великомученика Георгия Победоносца 6 мая 2005 года архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Нежданной радостью для обители было посещение монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II на праздник преподобного Серафима Саровского 31 июля – 1 августа 2005 года. Поистине, для сестер и для всех собравшихся в этот день к воротам Никольского монастыря, – среди лета наступила Пасха! Так преподобный Серафим, спустя столетие, вновь проявил покровительство почитающей его Никольской обители. Ликование возрожденной славы Божией на этом некогда убогом и разоренном месте переполняло сердца собравшихся. У нарядно украшенной цветами арки, в воротах Обители, Его Святейшество был встречен собором духовенства во главе с высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским, и множеством боголюбивого народа. Святейший Патриарх Алексий возглавил Всенощное бдение и Божественную литургию во вновь построенном  Никольском соборе. В своем приветственном слове в конце Божественной литургии Его Святейшество произнес незабываемые слова: «Поистине, Бог поругаем не бывает! Разве могли мы предполагать восемь лет назад, посещая эту порушенную годами лихолетий обитель, что будем сегодня молиться в этом боголепном и величественном, вновь возведенном Никольском соборе!»

В память о своем посещении Его Святейшество вручил игумении Евстолии храмовый Смоленский образ Божией Матери. Особые слова благодарности Святейший Патриарх высказал ктитору обители В.И.Тырышкину и его семье. На торжественной трапезе ктитор монастыря вручил Святейшему Патриарху выполненную ювелирами копию Никольского собора.

По благословению Святейшего Патриарха 1 октября 2005 года состоялось освящение Никольского собора. Торжество возглавил приехавший по приглашению правящего архипастыря архиепископа Кирилла митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, которому сослужили преосвященный Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, и преосвященный Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский. За богослужением архиепископ Кирилл наградил настоятельницу монастыря игумению Евстолию орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, а ктитора обители В.И.Тырышкина Золотой медалью Ярославской епархии за усердие по возрождению Никольского монастыря. За заслуги по возрождению Никольского монастыря архитектор Никольского собора В.Н.Ижиков был награжден Серебряной медалью Ярославской епархии.

22 ноября 2006 года в день празднования иконы Божией Матери Скоропослушницы, а также преподобных жен Матроны и Евстолии высокопреосвященнейшим Кириллом была освящена домовая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, находящаяся в новом келейном корпусе. Иконостас церкви был исполнен и спроектирован сестрами обители.

В тот же день владыка освятил часовню основателя обители преподобного Димитрия Прилуцкого на его родине в селе Веслево Переславского района. Часовня приписана к Свято-Никольскому монастырю. Она была возведена усердием Вячеслава Ивановича Вагурина на собственные средства по проекту архитектора В.Н.Ижикова. Роспись часовни была осуществлена также усердием сестер под руководством инокини Екатерины (Омельченко). На празднике в числе сослужащих священников присутствовал наместник Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды игумен Дионисий (Воздвиженский). 

2006 год для истории монастыря отмечен началом работ по росписи  Никольского собора. К Пасхе 2007 года росписи  придела преподобного Димитрия уже были завершены. Автор росписей Александр Деркачев исполнил их в ярком колорите древнерусской московской  живописи XIV-XV веков. Придел мученика Виктора решен в другой живописной традиции – византийской. Автор – Самсон Марзоев за основу композиционного решения взял ранневизантийские мотивы, с имитационным использованием разнообразных  пород мрамора. Под руководством же С. Марзоева  производятся и работы по росписям алтаря  Никольского собора.

21 мая 2007 года в рамках торжеств, посвященных объединению Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, Переславский Свято-Никольский монастырь посетил архиепископ Сан-Франциский Кирилл. Встреча архиепископа в Переславле-Залесском, городе, являющемся воротами в северную Фиваиду, ознаменовала открытие не только для Россиян дружественного лица Зарубежной церкви Заграницей, но и истинного положения Православия в России для зарубежных собратий. Радушное искреннее общение, подготовленное многолетним духовным подвижничеством с обеих сторон, наконец, состоялось.

Духовный путь

Повседневная жизнь сестер обители проходит в молитве и труде на послушаниях: в церкви, на трапезе, на просфорне, в швейной и иконописной мастерских, на ремонте и строительстве. Сестры участвуют в церковных Богослужениях, чинности которых в монастыре придается особое значение. В основание жизни сестер положено желание духовного совершенствования, ради чего они и собираются в обитель.  

«Для монаха монастырь – центр вселенной. Монастырь – ясли, где монах рождается, колыбель, где он повивается в пелены; монастырь – благосеннолиственное древо, укрывающее монаха тенью и роняющее в его ладони спелые плоды», – пишет святитель Николай Сербский.

Приходящие в обитель сестры, добровольно отрекаясь от мира, устрояют свою жизнь по законам Евангелия. Каждый пришедший в обитель не сразу становится истинным монахом, но совершенствуется, опытно исполняя советы богоносных старцев – трудясь на послушании, отрекаясь от своей воли, храня целомудрие.

В наши дни, как и в прежние времена, тайна общения человека с Богом раскрывается в опытном и кропотливом духовном делании. Господь говорит в святом Евангелии: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал».  Господь призывает человека к подвигу, но результат делания зависит от духовного горения самого делателя.

Не было бы Воскресения, если бы не было Креста.  Терпение скорбей телесных и душевных делает монаха монахом. Невидимо для постороннего взгляда,  преодолевая свои человеческие немощи,  возлагая все упование на небесного Крестоносца Христа, современный монах, как и его предшественники, опытно познает тайну Воскресения своей души, ведя борьбу  с «духом злобы поднебесной». И в малом пространстве своего жизненного креста обретает необозримую силу Креста Божественного.  

В центре современной отступившей от Бога цивилизации, по молитвам святых угодников Божиих, веками подвизавшихся на нашей древней земле, вопреки торжеству вседозволенности и попранию нравственных устоев устраиваются оазисы благодати Божией – монастыри, свидетельствующие миру о непреходящих ценностях христианства: любви, вере, благочестии, освящающих собой жизнь человечества. Одним из таких оазисов стала и возродившаяся из пепла Свято-Никольская женская обитель в Переславле-Залесском.

Люди, впервые посещающие обитель, часто задают игумении вопрос: как женщины разных возрастов, разных профессий по собственной воле могут отказаться от всех радостей жизни?

На подобные вопросы игумения Евстолия обычно отвечает: «Сколько лучей исходит от Солнца – их перечислить невозможно, и сколько путей ведут к Богу – их пересчитать тоже невозможно. Доказательством этого служит жизнеописание тех людей, которые уже признаны святыми. И ни один из этих путей не повторяет другой. Пока не закрыта Господом Книга Жизни, каждый родившийся человек имеет возможность найти свой индивидуальный, неповторимый путь к Богу. А монастыри являются только теми "оранжереями", в которых пытаются создать наиболее благоприятные условия для возрастания духовных дарований, приближающих нас к Богу – Источнику всех благ – с целью светить миру, и быть "солью земли", если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою (Евангелие от Матфея, гл.5, ст.13)».

 

Восставшая из небытия Свято-Никольская обитель дышит и живет, помогая всем приходящим обрести мир и тишину в Боге. Видя благодатные перемены, произошедшие здесь всего за несколько лет, каждый человек, прославляя Господа, может сказать, что воистину невозможное человеком, возможно Богу (Евангелие от Луки, гл.18, ст.27).И от всего сердца возблагодарить: «Господи, с Тобою нет непоправимого. Ты весь – Любовь. Ты – Творец и Восстановитель. Тебя хвалим песнью: Аллилуиа!» (Акафист «Слава Богу за все», кондак 10).          

 Летопись Свято-Никольского монастыря.

1348 – Основание преподобным Димитрием Прилуцким Свято-Никольского монастыря.

1354 – Первая встреча преподобных Сергиея Радонежского и Димитрия Прилуцкого в Переславле.

1368 – отшествие преподобного Димитрия в Вологодские земли.

1382 – Разорение обители полчищами Тохтамыша.

1408 – Сожжение монастыря отрядами эмира Эдигея.

1505 – Пожалование восстановленному монастырю государственных земель великим князем     

           Иваном Васильевичем III.

1609-1611 – Опустошение обители от поляков и Литвы.

1613-1645 – Восстановление монастыря преподобным Дионисием Затворником по велению Святителя Николая; принесение паломниками в дар монастырю древней православной святыни – Корсунского Креста–мощевика (мощи 19 святых).

1667 – Опустошение обители и города по причине «моровой язвы» (эпидемия чумы, унесшая 9/10

           населения Переславля).

1693 – Возведение шатровой колокольни – первого каменного строения монастыря (настоятель –

           игумен Варлаам – духовный сын и ближайший помощник старца Дионисия).

1680-1721 – Построение летнего соборного храма во имя Святителя и чудотворца Николая

           (настоятель – игумен Питирим. Благотворители – московские граждане Герасим и Ирина 

           Обуховы – похоронены у северо-западной стены храма в углу придельной церкви

           преподобного Герасима «иже на Иордане»).

1748 – Построение теплой зимней церкви Благовещения Божией Матери (на месте сгоревшей в

           1745 г. ц. Казанской иконы Божией Матери) на благотворительные средства московских  

           граждан Максима и Ивана Щелягиных и Святых ворот с надвратной церковью

           Первоверховных апостолов Петра и Павла (настоятель – игумен Иаков (Певницкий),

           благотворители – московские купцы братья Холщевниковы. Оба брата погребены под

           святыми воротами).

1761 – Построение каменной монастырской ограды (около 500 м в окружности, настоятель – архимандрит  Филарет).

1894 – Построение двухэтажного келейного корпуса (настоятель –  иеромонах Владимир).

1898 – Переименование Никольского мужского монастыря в женский (по инициативе             переславского предпринимателя и благотворителя Никольского собора Алексея Варенцова).

1923 – Закрытие Свято-Никольской обители с последующим

с 1932 года уничтожением храма Святителя Николая, колокольни, ограды и монастырского кладбища.

1993 – 27 декабря. Открытие Свято-Никольского женского монастыря решением Священного

           Синода Русской Православной Церкви.

1994 –16 февраля в обитель прибыла первая насельница  из Толгского Введенского 

           женского монастыря.

         – 7 апреля. Совершение в Благовещенской церкви обители первой Божественной литургии.

         – 20 апреля. В Никольскую обитель перенесены из музея города святые мощи преподобного

           Даниила, Переславского чудотворца.

1996 – Первый монашеский постриг сестер обители.

         – 20 апреля. Изнесение, после двухлетнего пребывания в обители, святых мощей

           преподобного Даниила в Троицкий Свято-Данилов монастырь.

         – Передача монастырю Смоленско-Корнилиевской церкви. Воссоздание пятикупольного

            завершения Благовещенской церкви.

1997 – Завершение внутренних ремонтных работ в двухэтажном келейном корпусе.

         – Открыто подворье Свято-Никольского монастыря в с. Годеново.

         – 1 августа возведение настоятельницы монахини Евстолии в сан игумении.

         – 23 августа. Посещение Свято-Никольского монастыря Его Святейшеством Святейшим

            Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

1998 – 650-летие основания Свято-Никольского монастыря и 100-летие его переименования в женский.

         – Строительство каменной монастырской ограды.

         – К Свято-Никольскому монастырю приписан Феодоровский монастырь.

1999 – Возведение часовни в д. Веслево на родине преподобного Дмитрия Прилуцкого.

          Завершение ремонтно-реставрационных работ в Благовещенской церкви.

        – Начало строительства Никольского собора.

2000 – Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского.

         – Принесение в обитель мощей преподобного Корнилия Молчальника.

2001 – Строительство трехэтажного келейного корпуса для сестер с архиерейскими покоями.

         – 30 октября. Поднятие куполов Никольского собора и освящение центрального креста.

2002 – 6 января. Посещение обители Президентом России Владимиром Владимировичем   

           Путиным.

– 9 ноября в день представления святого благоверного князя Андрея Смоленского в Благовещенской церкви установлена серебряная позлащенная рака с мощами Киево-Печерских угодников Божиих.

2003 – 12 сентября в день памяти святого благоверного князя Александра Невского первое богослужение во вновь построенном Никольском соборе.

2004 – 22 мая в день летнего празднования святителя Николая. Закладка звонницы с храмом в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

  закончено устройство иконостасов двух приделов Никольского собора.

– Выпущена книга «Страницы истории России в летописи одного рода», посвященная родословной священномученика Евгения Елховского, последнего священника обители до ее закрытия.

– Выпущен альбом «Слово о Переславле. Земля русской святости».

2005 – Окончание постройки монастырской звонницы.

– 6 мая в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца освящен набор колоколов для монастырской звонницы.

– май. Поднятие колоколов на монастырскую звонницу.

– 22 мая в день летнего празднования святителя Николая первый колокольный звон на вновь построенной звоннице.

– 31 июля/1 августа в день праздника в честь прп. Серафима Саровского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил обитель и совершил всенощное бдение и Божественную литургию.

– 1 октября. Освящение вновь построенного Никольского собора.

2006 – 22 ноября в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и прп. Евстолии. Освящение домовой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского и часовни прп. Димитрия Прилуцкого в селе Веслево Переславского района.

– 25 ноября проведение первой конференции, посвященной памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

 – закончена реконструкция западной части Благовещенской церкви.

2007 – 10 мая. В день 130-летия со дня рождения святителя Луки проведена конференция, посвященная этому событию.

2008- строительство Казанского келейного корпуса.

Даты чтимые в Никольском женском монастыре

9 февраля – престольный праздник в честь святителя Иоанна Златоуста на подворье монастыря  в селе Годеново.

16 февраля – день возрождения монашеской жизни после периода лихолетья ХХ  века.

20 февраля – траурный день закрытия обители в 1923 году.

24 февраля – день преставления преподобного Димитрия Прилуцкого – основателя обители, престольный праздник в приделе Никольского собора.

7 апреля – престольный праздник в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

10 мая – день рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого).  Проводятся Чтения, посвященные его памяти.

22 мая – престольный обительский праздник в честь Святителя и чудотворца Николая.

11 июня – праздник на подворье обители в селе Годеново: день явления Животворящего Креста в 1423 году.  День преставления святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

1 июля – празднование Боголюбской иконы Божией Матери.  Престольный праздник в зимнем приделе подворской церкви села Годеново.

12 июля – престольный праздник надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла.

18 июля – престольный праздник в домовой церкви преподобного Сергия Радонежского.

21 июля – праздник Казанской Божией Матери: в этот день были обретены мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского Переславского чудотворца.

4 августа – день преставления преподобного Корнилия Переславского чудотворца.

11 сентября – престольный праздник храма под звонницей в честь Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Иоанна.

8 октября – престольный праздник в домовой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского.

29 октября – день мученической кончины священномученика Евгения Елховского. (Переносится на последнее воскресенье октября).

9 ноября – преставление святого благоверного князя Андрея Смоленского.

19 ноября – память священномученика Никиты (Делекторского), епископа Орехово-Зуевского.

24 ноября – престольный праздник в приделе Никольского храма в честь мученика Виктора.

26 ноября – престол в подворском храме святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново.

19 декабря – престольный праздник обители в честь святителя и чудотворца Николая.

 

 

Сестры обители с благодарностью возносят  молитвы за  всех тайных и явных благотворителей, способствующих духовному и материальному возрождению Переславского Свято-Никольского монастыря.

Многая им всем и благая лета!



[1] Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 4. Глава 10.

[2] Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. Гл.: О пострижении святого. Вологда, 1996.

[3] В.О. Ключевский. Исторические портреты, М., 1990, стр.71.

[4] Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 5. Глава 1.

[5] Там же. Том 5. Глава 2.

[6] Там же. Том 6. Глава 1.

[7] Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Канонизированные Новомученики и Исповедники.

  Для удобства молящихся монастырское празднование проводится в последнее воскресенье октября. О жизни священномученика Евгения, смотрите в книге «Страницы истории России в летописи одного рода». Свято-Никольский женский монастырь, г. Переславль-Залесский, Издательство «Отчий дом», Москва, 2004г.

 

В Годеново открылась трапезная с горячими обедами. Обед постный (без рыбы) -  250 руб, обед с рыбой  - 300 руб. Трапезная работает с 9.00 до 17.00. Заявки от организованных групп принимаются на почту eustolia@rambler.ru

Крестный путь

Годеновского Креста


Mon

17

Jun

2019

Переславская епархия

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

 

Thu

01

Jun

2017

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

1.Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу.

2. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно

3. С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

Корсунский Крест

главная святыня монастыря

Годеновский Крест

главная святыня подворья никольского монастыря

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

мощи находятся в соборе Никольского монастыря

кирпичики на строительство храма святого благоверного князя Андрея Смоленского